Точность настройки. Виртуозность исполнения. 

Новости

Страховать жильё станет выгодно

Тема страхования в России в последнее время становится всё более популярной. Введение обязательных страховых полисов для жилья и слухи о появлении аналога автомобильного ОСАГО для владельцев оружия – вот лишь немногое из того, о чём упорно говорят в последнее время как эксперты, так и простые обыватели.

Корреспондент «МК» побеседовал с президентом Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андреем ЮРЬЕВЫМ и выяснил, каких новшеств в этой сфере стоит ожидать в ближайшее время.


Закон и ответственность

— Какова законодательная основа страхования?

– Главных законов, регулирующих сферу обязательного страхования в России, на сегодня всего три. Это закон об ОСАГО, действующий с 2003 года, об обязательном страховании ответственности владельцев опасных промышленных объектов (ФЗ-225) и об обязательном страховании ответственности перевозчиков всех видов транспорта перед своими пассажирами (ФЗ-67). Основные выплаты по двум последним – это компенсации за вред, причинённый жизни и здоровью людей.

— Какую часть от стоимости проезда для пассажиров составляет страховка?

– К примеру, при средней стоимости проезда на общественном транспорте в Москве 30−35 рублей страховка на одного пассажира составляет лишь 14 копеек для автобуса, 8 – для троллейбуса, 2 – для трамвая и 4 – для пригородной электрички. Если брать самые дорогие виды транспорта – авиацию и внутренний водный (круизы), то стоимость страховки на пассажира составляет там 8 и 17 рублей, соответственно.

— Когда наступает ответственность перевозчика перед пассажиром?

– При получении последним любых травм – причём не только по причине ДТП, но и при резком торможении транспортного средства и даже съезде в кювет. Для того чтобы получить страховую компенсацию, пассажиру необходимо представить медицинское заключение, содержащее данные о полученных травмах, диагноз и ориентировочную продолжительность необходимого лечения. Согласно ФЗ-67, человек вправе получить деньги на лечение до него – а значит, ему не нужно уже после прохождения медицинских процедур выбивать компенсацию с чеками и счетами. Причём диапазон страховых выплат здесь, как и в ФЗ-225, колеблется от двух тысяч до двух миллионов в случае гибели пассажира. Если у него несколько травм, то компенсации суммируются, но вместе не могут превышать двух миллионов рублей.

Проблемы и ожидания

— С какими проблемами обычно сталкиваются пассажиры при получении компенсаций?

– Главная из них – человек не всегда может разобраться, в какую страховую компанию обращаться. Хотя перевозчик по закону обязан информировать пассажиров о том, где застрахована его ответственность, путём размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своём официальном сайте в Интернете. Если такой информации нет – значит, скорее всего, у перевозчика нет и договора страхования – и обязанность возместить причинённый ущерб ложится на него. Но самое главное – компенсация полагается пассажиру в любом случае. Проверить, застрахован ли автобус, можно на сайте НССО – для этого потребуется указать государственный номерной знак, и в случае наличия договора гражданин получит всю необходимую информацию.

— Что нового стоит ожидать в сфере страхования ответственности перевозчиков?

– В регулирующем эту сферу ФЗ-67 есть один существенный пробел: в данном законе под перевозчиком подразумевается лишь та организации, которая получает от пассажиров деньги. Следовательно, некоммерческие перевозки – это и школьники, едущие в летние лагеря, и больные в каретах скорой помощи, и рабочие, которых довозят от метро до места службы, – все они не подпадают под действие данного страхового закона, а значит, все эти люди заведомо не получат никаких компенсаций в случае какого-либо происшествия. Потому мы будем добиваться, чтобы все некоммерческие перевозки были включены в сферу действия ФЗ-67. Второе, что мы, как Союз страховщиков, хотели бы изменить, – так это особый статус метрополитена, указание на который содержится уже в самом названии ФЗ-67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном». Дело в том, что по этому закону метрополитену в принципе не нужно заключать ни с кем договор страхования – в случае какого-либо ЧП все компенсации метро должно выплачивать своим пассажирам напрямую. Однако если резервы для выплат у страховых компаний строго контролируются Центральным банком РФ, то есть ли они вообще у «подземки», сейчас никто не знает, и данную ситуацию необходимо исправить, пока не поздно. Мы уже получали информацию о жалобах граждан, которые не могли добиться компенсации от Московского метрополитена.

Планы на будущее

— Каковы перспективы развития других «страховых» законов в России?

– Что касается ФЗ-225 – закона о страховании ответственности владельцев опасных промышленных объектов, то здесь мы видим две основные задачи. Первая – это включение в страховку не только компенсаций за ущерб жизни, здоровью и имуществу граждан, но и возмещения ущерба за вред, причинённый экологии. В первую очередь это новшество может коснуться владельцев всевозможных трубопроводов, буровых вышек и химических заводов. Раньше владельцы предприятий страховали «экологические» риски – и страховая сумма составляла семь миллионов рублей. Введение ФЗ-225 дало возможность увеличить этот лимит до шести с половиной миллиардов (в зависимости от максимально возможного количества потерпевших). Вторая – увеличение страховых лимитов для таких промышленных объектов, как шахты, с 10 до 50 миллионов рублей. К сожалению, опыт последних лет, в частности трагедии на шахтах «Воркутинская» и «Распадская», показал, что страховая сумма 10 миллионов рублей, которая делится на всех пострадавших, сколько бы их ни было, зачастую не способна компенсировать как самим горнякам, так и их семьям ущерб от различных происшествий под землёй.

— Какое будущее ждёт рынок страхования жилья?

– Правительство РФ определило, что решать вопрос со страхованием жилья нужно не через введение обязательного страхования, а путём стимулирования владельцев домов и квартир к заключению договора. Проще говоря, если человек застраховал своё жильё, то он получает ряд бонусов. Это могут быть, во-первых, различные налоговые льготы. Во-вторых, в случае если владелец лишится своего жилья, которое не было застраховано, то государство сможет выделить ему лишь какое-то общежитие. А если человек заключил договор страхования, то в случае его утраты он не только получит выплату от своей страховой компании, но и получит к данной сумме прибавку от государства, чтобы или полностью восстановить своё жилье, или приобрести аналогичное, что также является существенным стимулом. Кстати говоря, согласно нашей Конституции, руководство страны должно активно помогать своим гражданам лишь в случаях войны или террористических атак. Поэтому за то, что у нас в случае наводнений или других природных катаклизмов пострадавшим выделяются миллионы рублей, мы должны сказать своему государству большое спасибо. По закону оно вполне может этого не делать.

— В последнее время много говорится о введении обязательного страхования для владельцев оружия...

– Действительно, данная идея сейчас активно обсуждается в органах власти. Дело в том, что у нас в стране есть немало людей, у которых не один, а сразу несколько стволов. Практика показывает, что невозможно полностью исключить вариант, что к этому оружию получат доступ дети, люди в состоянии аффекта или злоумышленники. Кроме того, его часто применяют далеко не по назначению, а как аргумент в бытовых разборках. И когда оружие стреляет, кто-то должен компенсировать ущерб его жертвам. Судя по ФЗ-67 и ФЗ-225, сейчас наше государство оценивает жизнь человека примерно в два миллиона рублей, но те, кто калечит или убивает других людей из оружия, зачастую попросту не имеют таких средств. И введение обязательного страхования ответственности владельцев оружия могло бы решить данную проблему. Кстати говоря, ещё одна наша задача на ближайшее будущее – поднять планку выплат по ОСАГО со 160 тысяч до двух миллионов рублей, чтобы люди, пострадавшие в ДТП, также получали достойные компенсации.

Создать сайт
бесплатно на Nethouse